В 1955 г. польский историк искусства Ян Бялостоцкий (1921-1989) опубликовал статью "Загадка "Битвы под Оршей", в которой привел аргументы в пользу того, что неизвестный художник картины "Битва под Оршей" (в те годы ее датировали 1515-1518 гг) стырил позаимствовал изображение с гравюры самого Альбрехта нашего Дюрера 1518-1519 гг! ( Bialostocki J. Zagadka "Bitwy pod Orsza" // Biuletyn Historii Sztuki, 1955, нумер 1. S.80-98). Искусствовед был авторитетный (специалист по готическому и ренессансному искусству), поэтому для самих поляков, ценителей искусства, новость прогремеле как гром среди ясного неба. Подумать только - замечательное батальное полотно, оказывается, создано "не по горячим следам" битвы, а спустя несколько лет, да к тому же фрагменты картины имеют вторичный сюжет... Давайте мысленно станем искусствоведами и сравним: k_lvk ?) И только в 1999 г. Жигульский-мл. в новой статье выразил скепсис относительно датировки картины - на лет 20 младше гравюры. Пан Иероним Граля мне говорил, что сейчас польские историки (вроде как радиоуглеродный анализ был, но подробностей не знаю) датируют 1530-ми и даже 1540-ми (!) гг. Наиболее вероятно - картина создана по следам Стародубской войны 1534-1537 гг - отсюда и точные изображения доспехов и одежды московитов (с трофеев и пленных писали?)... Но вот с изображениями польско-литовских воинов - полный ахтунг! Здесь видим и гарнитуры для пешего турнирного боя , и однотипные "максимилианы", и вместо драбов - какие-то железные дровосеки, а однотипные гусары в шляпах-цилиндрах - вообще абзац (очевидно, художник рисовал с какой-то торжественную парадной церемонии). Отсюда и вышел очаровательный компот дюреровской пушки, и фантазийных фигур в парадных доспехах и т.д.
Однако от себя замечу - сами топографические реалии поля битвы показаны классно и достоверно! Здесь и засада артиллерии в ельнике, и сгрудившиеся от тесноты всадники (как писал российский летописец, "а место пришло тесно и биша из лесов великого князя людей ..."), и излучина Днепра, и распределение тактических групп - павезьеры с аркебузьерами и пикинерами в центре, за ними - Сверчовский со своей латной конницей - все это соответствует описаниям источников. Кроме того, сюжет картины хорошо накладывается на план битвы из "Книг гетманских" Сарницкого (из AGAD со мной поделился Г.Лесмайтис, разместить не могу), и т.д. То есть художник, когда писал картину, ясно представлял реальную диспозицию (вероятно у него были какие-то планы и рисунки битвы), может быть он даже использовал в качестве одного из источников неизвестную картину 1515 г, которая была написана после битвы и висела во францисканцском монастыре в Кракове (не сохранилась), при этом дополнял "концепцию на полотне" разносортным собранным материалом (гравюра Дюрера, зарисовки пленных московитов, гарнитуры разных доспехов и т.д.).
Источник: alexuslob.livejournal.com
|
|